Нам нужен сегодня Сахаров?


Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Б. Пастернак, из стихотворения «Нобелевская премия»

            Эти горькие строчки Пастернак написал после того, как получил Нобелевскую премию за роман «Доктор Живаго». После этого на родине писателя назвали «изменником» и «предателем».  Через несколько лет похожая история произойдет с учёным - физиком Андреем Дмитриевичем Сахаровым.
Небольшое предисловие.
            Однажды – это было уже очень давно, в прошлом веке, в середине 70-х годов в Советском Союзе. Тогда  Наташа  была обычной маленькой девочкой, пионеркой, и утром ходила, как все дети, в советскую школу. И вот тогда она услышала впервые по радио эту фамилию  - Сахаров. Наташа запомнила её, хотя  это самая обычная и простая русская фамилия от слова «сахар». Запомнила она её потому, что о человеке с такой фамилией говорили очень неприятные вещи: что он преступник, предатель, позор для советской страны  и совсем непонятные ей тогда слова «диссидент» и «отщепенец». Эти грубые ругательства говорили по радио. А как большинство советских людей, Наташа никогда не сомневалась в том, что по радио всегда говорят правду. Впервые … у нее появились сомнения.
             «Они так ругают этого Сахарова,- думала Наташа, - наверное, он сделал что-то ужасное. Но почему они не говорят, ЧТО он сделал?! А как я могу верить, что этот Сахаров такой ужасный, если я не знаю, кто он и что он сделал? Это несправедливо, это нечестно – человека ругают, а он не может защитить себя, даже ничего не может сказать в оправдание – почему так?!». Это были первые диссидентские мысли в голове 11-летней девочки. Сегодня известно, что такие мысли появлялись не в одной голове… Но большинство-то людей в СССР искренне верили, что Сахаров – предатель. шпион и негодяй, потому что так говорили в газетах и по радио. Сахаров  это понимал, предупреждая самых разных людей: «Не верьте тому, что обо мне говорят и пишут».
            Но изменилось время – изменилось отношение к Сахарову: во время перестройки его стали называть «совестью страны», сегодня существует премия имени Андрея Сахарова, проходит фестиваль Сахарова, в Москве улицу назвали именем Сахарова, стоят памятники Сахарову.  Страна стала другая – есть ли в этом заслуга Сахарова?
  
            Андрей Дмитриевич Сахаров (1921-1989), учёный, физик, родился в Москве, учился в МГУ на физическом факультете. После войны Андрей Дмитриевич стал работать вместе с известным советским физиком-теоретиком Игорем Таммом, который занимался проблемами квантовой физики. Группа Тамма работала над водородной бомбой. Советское государство  было довольно результатами – в августе 1953 года бомба была сделана, успешно прошли её испытания. Все участники этого проекта получили государственные награды.  Андрей Сахаров в 1953 года стал самым молодым ученым Академии наук СССР, куда входила элита советской науки. Сахаров стал одним из советских академиков,  у которых в то время было всё: большая зарплата, все условия для работы, прекрасная квартира, комфортабельная дача за городом, высокопрофессиональное медицинское обслуживание. О чём еще мог мечтать начинающий молодой учёный?
          
  50-е годы,  период «холодной войны». Советский физик-ядерщик Сахаров с увлечением работал для своей страны, о чём позже писал: «Субъективно я чувствовал, что работаю во имя мира, что моя работа укрепляет баланс сил и потому приносит пользу советскому народу, да и человечеству в целом». Но эксперименты с ядерным оружием не были безвредны для человека и окружающей среды. Сахаров пытался объяснить правительству и Н. Хрущёву о последствия ядерных экспериментов на организм человека, однако руководство страны на слова Сахарова не обратило особого внимания. «Я не мог ничего поделать с тем, что считал неправильным и ненужным,– вспоминал Сахаров позже.– У меня было ужасное чувство бессилия. После этого я стал другим человеком».
            Наверное, именно тогда перед ним встала проблема выбора: если он остается в «большой» науке, то он будет продолжать участвовать в ядерных экспериментах, и  невинные простые люди его страны будут продолжать страдать и умирать. Если он этого не хочет – он как учёный–физик не сможет идти вперед. Он не смог остаться только ученым…  Взгляните  на его портрет – о таких, как Сахаров, в России обычно говорят «типичный интеллигент». У него   светлый взгляд, приятное, немного усталое лицо, грустные глаза, мягкая улыбка. Этот человек  не выглядит  политиком,  героем, революционером,  мессией  - кажется, он никогда и не думал об этом. Его выбор в жизни был выбором совести, нравственности и свободы. И этот выбор дал ему необыкновенную силу открыто пойти против системы государства, о силе которого Сахаров хорошо знал.
            Первым решительным шагом стала его статья 1968 года «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», которую  опубликовали в США под названием «Прогресс, сосуществование, интеллектуальная свобода».
            Как профессиональный физик, Сахаров ясно предвидел, какие страшные опасности от ядерного оружия могут ждать человечество в будущем. Государства будут использовать  ядерное оружие в момент мирового кризиса. Кризис может возникнуть из-за напряженности, конфликта между народами и государствами, особенно между США и СССР.  Чтобы не случилось кризиса, государствам необходимо искать и находить компромисс при решении проблем, обмениваться информацией и идти на переговоры. Первое условие  открытого обмена информацией - интеллектуальная свобода..Как писал Сахаров: « свобода получения и распространения информации, свобода… обсуждения, свобода от давления авторитета и предрассудков».  Такая тройная свобода мысли (получения информации, её распространения и обсуждения), по  мысли Сахарова, - единственная спасение от глобальной ядерной катастрофы.
            После  публикации статьи был огромный скандал, Сахарова, конечно, сразу уволили с работы, которая была связана с военными секретами. Академик стал работать в физическом институте…простым научным сотрудником. В том же 1968 году Сахаров познакомился с А. Солженицыным.
            Параллельно  с работой в институте, Сахаров начал все больше и больше  заниматься правозащитной деятельностью: он вместе с другими физиками пишет письма в защиту диссидентов, участвует в судах, где судят диссидентов, критикующих советскую власть. Одним из методов борьбы с диссидентами в Советском Союзе брежневской эпохи было насильственное помещение человека в психиатрическую больницу. Против использования методов психиатрии в политических целях активно выступал Сахаров и другие правозащитники.
            Сахаров не был одинок в противостоянии советской власти: в августе 1968 года, когда Советское правительство послало войска в Чехословакию, на Красную площадь в Москве вышло 7 человек, которые показали, что они против этого. После «Демонстрации семи», в Чехии говорили: «Семь человек на Красной площади — это, по крайней мере, семь причин, по которым мы уже никогда не сможем ненавидеть русских». У протестующих  были в руках плакаты: «За вашу и нашу свободу!», «Мы теряем лучших друзей!» и похожие. Это были четверо молодых мужчин и три женщины – у одной, Натальи Горбаневской, в это время был трехмесячный ребенок. Они знали, на что шли: их немедленно арестовали, одного, Виктора Файнберга, насильно поместили в психиатрическую больницу, другие по решению суда оказались в тюрьме.
            В 1970 г. вместе с другими советскими физиками Сахаров основал комитет «За права человека». В 1971 году Сахаров пишет «Памятную записку» Советскому правительству и Брежневу, которую называет «О гласности, о свободе информационного обмена и убеждений». В своей записке он предлагает провести реформы. Сахаров,  например, предлагал:
а) открыто и всенародно обсудить проект закона о печати и средствах массовой информации.
б) разрешить свободно публиковать статистические и социологические данные.
а) принять решения и законы о полном восстановлении прав выселенных при Сталине народов.
б) принять законы, которые разрешат советским гражданами свободно выезжать из страны и свободно возвращаться обратно.
            Через 15 лет эти реформы начнет делать Михаил Горбачев, в процесс назовут «перестройкой и гласностью». Во время же Брежнева такие предложения   Сахарова назывались  «антисоветская агитация», за публичное высказывание таких идей можно было сесть в тюрьму.
            В 70-е годы бытовая  жизнь академика Сахарова и его жены Еленой Боннэр была очень скромна: маленькая двухкомнатная  квартира, где кроме них жили еще и взрослые дети, машина «Жигули», небольшая зарплата в институте. Для них это было не главное, главное для Сахарова - защитить свободу и права конкретных людей, которые выступали с критикой власти. Он боролся против смертной казни, за свободный выезд из СССР, за свободу эмиграции, за права политических заключенных. В ноябре 1975 года Сахаров получил Нобелевскую премию мира, но поехать получить премию ему не разрешили, ее смогла получить за границей только его жена.
            Сахаров продолжал бороться и писать. Конечно, его не печатали в официальной прессе, но его статьи можно было прочитать нелегально – в «самиздатете». В «самиздате» можно было прочитать произведения Михаила Булгакова ( в СССР его не печатали),  Александра Солженицына, поэтов Галича, Высоцкого, Бродского и многих других диссидентских авторов. И, конечно, Сахарова. По законам СССР за чтение «самиздата»  слишком любопытного читателя могли судить и посадить в тюрьму.
            Советская власть публично грубо ругала Сахарова , он не решалась его тронуть: лауреат Нобелевской премии, Сахаров состоял членом Академий наук США, Франции, Италии, Нидерландов, Норвегии и почетным доктором многих университетов Европы, Америки и Азии, оставался  советским академиком. Но в 1980 году, когда Сахаров в интервью западным  журналистам открыто осудил начало афганской войны, терпение власти кончилось. У Сахарова отобрали у все звания, премии и государственные награды, и без суда выслали из Москвы в закрытый в то время для иностранцев город Горький (Нижний Новгород). Там он находился под домашним арестом. В Горьком у Сахарова осталась только одна форма протеста – голодовка. Несколько раз Андрей Дмитриевич вместе со своей женой пользовались этим последним средством.  Казалось, что дальше бороться уже бессмысленно.
            Неожиданно 16 декабря 1986 года руководитель страны  М. С. Горбачев лично позвонил Сахарову по телефону и объявил об окончании ссылки: «Возвращайтесь и приступайте к своей патриотической деятельности». Через неделю Сахаров вместе с Боннэр вернулись – это было одно из главных событий перестройки.
            Казалось, что все изменилось  - в марте 1989 года Сахарова избрали народным депутатом Верховного Совета СССР, он выступал на съезде перед теми людьми, которые раньше обвиняли его в антисоветской деятельности.  Сахаров стоял перед ними на трибуне – старый, маленький, говоривший тихо и спокойно – и заставил их слушать себя. И опять он говорил не то, что нравилось власти. И на съезде лично Горбачев выключил микрофон, чтобы он не смог сказать свою речь! И проект новой конституции Сахарова, в  основе которой  были защита прав личности и право народов на государственность, никто не захотел слушать. Сахаров вернулся, но оказался не нужен власти.
            Он умер 14 декабря 1989 года, в Москве, после напряженного дня работы на Съезде народных депутатов. После его смерти прошло более 20 лет – увы, сегодня часто можно услышать, что нам нужен новый Сахаров…
            В Москве в 1996 году основан Музей и Общественный центр им. А.Д. Сахарова. Вы можете зайти на сайт этого музея . www.sakharov-museum.ru  и увидеть, какие экспозиции есть в музее, чем занимается музея сегодня. Две тематических экскурсии по музею особенно интересны: история СССР и мифология идеологии в СССР. Все экскурсии в музее Сахарова бесплатны.

Комментарии