Слово
«дача» произошло от глагола «давать»,
«дать» - и похожих слов мы знаем сегодня
много в русском языке: сдача, отдача,
передача, подача. Но в отличие от родственных
слов, своих близких «родственников»,
слово «дача» сегодня имеет очень
конкретный смысл
- это дом или участок с домом для
летнего отдыха на природе. Но язык
раскрыл нам секрет происхождения слова:
когда-то — никто не знает точно, но
ученые говорят о временах Петра Первого
— цари «давали» - дарили в знак расположения
небольшие участки земли, где строился
домик. Так появились первые дачи, где
отдыхали летом. Их было немного, потому
что у дворян были свои поместья, куда
они могли поехать и летом и зимой, а у
крестьян уже была своя избушка, только
о летнем отдыхе они и не мечтали никогда...
Во
второй половине 19 века, как писал Лев
Толстой в ромене «Анна Каренина», в
русском обществе «всё переворотилось»
- отменили крепостное право,страна
вступила на буржуазный путь развития.
На исторической сцене появился «средний
класс», который поначалу трудился не
покладая рук: строили заводы, фабрики,
железные дороги. Количество людей,
которые хотели и теперь могли на лето
уехать из пыльного большого города на
природу, сильно увеличилось. В конце 19
века из Москвы каждое лето уезжало почти
40 000 человек!
Посмотрите на современную карту метро Москвы. Когда-то названия этих станций метро - Сходня, Химки, Петровско-Разумовское, Перово, Кунцево - носили небольшие деревни вокруг Москвы, где очень любили проводить лето московские дачники.Горожане первое время были готовы снять на лето любое помещение на природе — частный дом, дом в деревне у крестьянина. Чаще всего снимали избу или часть избы в деревне. Для крестьян это был неплохой заработок. Конечно, удобств не было никаких: воду брали в речке, освещала помещение керосиновая лампа, продукты покупали тоже у крестьян. Чуть позже, в конце века, благодаря молодым предпринимателям начали строить первые дачные поселки вокруг больших городов – очень выгодный бизнес! На дачу ехали, чтобы отдохнуть от городской духоты и суеты: гулять в лесу, кататься на велосипеде, собрать грибы и ягоды в лесу, плавать в речке, а вечером петь под гитару и танцевать на дачных балах. Это была полная смена ритма жизни и стиля жизни, создавалась иллюзияполной свободы и вечного отдыха, праздника – поэтому на бытовые неудобства и не обращали особенного внимания. На дачу ездили люди среднего класса и интеллигенция – инженеры, чиновники, врачи, особенно любили дачную жизнь люди искусства: художники, артисты и писатели. О дачной жизни читаем у Чехова, у Бунина, у Горького (одна из его пьес так и называется - «Дачники»). После революции традиция ездить летом на дачу осталась. Дачи в числе всего остального, в том числе были национализированы, и партийная элита в советской республике не имела проблем с летним отдыхом. Возникла новая проблема: количество людей у власти росло, и старых дач уже не хватало. Что делать? В начале 30-х годов: власть решила начать раздавать землю для дач… бесплатно. Конечно, не всем, и конечно, не конкретным людям, а организациям, в которых работали нужные и важные люди. Государство отдавало землю бесплатно, однако земля продолжала оставаться государственной. Так появились первые советские дачные поселки: партийные работники и генералы НКВД стали строить дачи в районе Рублево-Успенского шоссе, на юго-западе Москвы – так появилась знаменитая Рублевка. Работникам просвещения, профессорами учёным дали землю на востоке Москвы – это была Малаховка. А организованному в 1934 Союзу Союзу Советских Писателей разрешили строить свой поселок, Переделкино. Конечно, не все писатели и не все профессора получали дачи, а самые лояльные, преданные власти. Это был очень умный политический шаг. Оно, показывая, как оно заботится о своих гражданах, на самом деле решало другие задачи: с одной стороны, «покупало» лояльность граждан, с другой - держало этих граждан под своим контролем ( многих писателей, например, арестовывали на собственной даче, и из Переделкино они ехали прямо на Лубянку). Но люди, получившие государственные дачи, об этом предпочитали не думать: они построили себе большие деревянные дома в дореволюционном стиле с террасами и балконами, куда приезжали летом с семьями отдыхать, устраивать пикники в лесу, пить чай из самовара и радоваться чудесному, хоть и короткому, лету (все это можно увидеть в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»). Такую жизнь вела малочисленная советская элита, большинство советских людей о ней даже не мечтали, потому что не знали... Третья дачная волна зародилась в конце 40-х годов и была связана с необходимостью решать продовольственную проблему. В середине 50-х годов, во время правления Хрущева, распространилось по всей стране массовое дачное строительство. Теперь землю давали не элите, а практически всем советским трудящимся, и не для отдыха, а для работы: чтобы летом люди работали на земле, выращивали свои продукты: картошку, морковку, огурцы, яблоки и прочее – и потом их ели. Предложившие эту идею были очень умны: они умело использовали инстинктивную любовь большинства населения к земле, сама земля же по-прежнему оставалась государственной. Раздавали дачи так: большой кусок земли, которую не использовали колхозы (из-за того, что она была неудобная, плохая, на ней рос лес или было болото), отдавали городским организациям: институтам, заводам, фабрикам, работникам железной дороги, транспорта и другим. Каждая организация «разрезала» свой участок земли на маленькие участи 600Х600 метров (эти участки и сегодня называют 6 соток) и бесплатно предлагала своим работникам. Работники объединялись в « садоводческое товарищество», существовал строгий регламент, записанный в Уставе товарищества, сколько на каждом участке должно было расти плодовых деревьев и каких, сколько кустов, где мог стоять летний домик и какой должен это быть домик и т. д. Например, в 60-х годах садовый домик не мог быть больше 25 кв. метров и иметь второй этаж, почему – никто не мог объяснить, но следили за нормами очень строго. Миллионы простых людей получили свои «6 соток» и были счастливы! «Освоить» территорию было непросто: сначала они рубили лес, потом строили домик, потом вместе с другими строили дорогу, потом платили за то, чтобы было электричество, вода. И каждый летний вечер после работы дачники ехали на свою дачу на электричках и в автобусах не отдыхать за самоваром, а работать не разгибая спины, как крестьяне, на своем участке. А после готовый урожай нужно было как-то транспортировать в город, потому что зимой на дачу из-за снега просто нельзя было проехать. И все равно иметь дачу было счастье! Потому что в советское время это был хоть и маленький, но личный кусочек земли, где ты мог делать всё, что хочешь. Потому что это была возможность провести хоть маленькое и короткое лето, но на природе, на свежем< воздухе. Потому что русские люди, в стране крестьянской (до революции 80% были крестьяне), в годы советской власти не могли работать даже на своем кусочке земли – землю нельзя было просто так получить или купить. И вот наконец это стало возможным! И, надо признать, государство вплоть последних дней, продолжало бесплатно давать своим гражданам эти маленькие участки земли. Правда, все дальше и дальше от города… А потом после перестройки наступила новая эпоха. Старые садовые товарищества остались, но теперь почти никто уже выращивает здесь картошку и морковь, а больше цветы. Стало можно продавать и покупать землю, можно купить большой участок — и возникли посёлки нового типа, где большие компании строят загородные дома, коттеджи, где многие живут теперь весь год, потому что это комфортабельный загородный дом, который только по традиции по-прежнему называют дачей. В этих посёлках уже не ходят в лес за грибами и купаться на речку, там и в гости практически не ходят, потому что часто и не знают, как зовут соседей. Здесь каждый сидит в своем доме за своим высоким забором. Что ж, время идёт, и дачная жизнь изменилась, как и все вокруг…
Материал написан и подготовлен А. Петановой
Посмотрите на современную карту метро Москвы. Когда-то названия этих станций метро - Сходня, Химки, Петровско-Разумовское, Перово, Кунцево - носили небольшие деревни вокруг Москвы, где очень любили проводить лето московские дачники.Горожане первое время были готовы снять на лето любое помещение на природе — частный дом, дом в деревне у крестьянина. Чаще всего снимали избу или часть избы в деревне. Для крестьян это был неплохой заработок. Конечно, удобств не было никаких: воду брали в речке, освещала помещение керосиновая лампа, продукты покупали тоже у крестьян. Чуть позже, в конце века, благодаря молодым предпринимателям начали строить первые дачные поселки вокруг больших городов – очень выгодный бизнес! На дачу ехали, чтобы отдохнуть от городской духоты и суеты: гулять в лесу, кататься на велосипеде, собрать грибы и ягоды в лесу, плавать в речке, а вечером петь под гитару и танцевать на дачных балах. Это была полная смена ритма жизни и стиля жизни, создавалась иллюзияполной свободы и вечного отдыха, праздника – поэтому на бытовые неудобства и не обращали особенного внимания. На дачу ездили люди среднего класса и интеллигенция – инженеры, чиновники, врачи, особенно любили дачную жизнь люди искусства: художники, артисты и писатели. О дачной жизни читаем у Чехова, у Бунина, у Горького (одна из его пьес так и называется - «Дачники»). После революции традиция ездить летом на дачу осталась. Дачи в числе всего остального, в том числе были национализированы, и партийная элита в советской республике не имела проблем с летним отдыхом. Возникла новая проблема: количество людей у власти росло, и старых дач уже не хватало. Что делать? В начале 30-х годов: власть решила начать раздавать землю для дач… бесплатно. Конечно, не всем, и конечно, не конкретным людям, а организациям, в которых работали нужные и важные люди. Государство отдавало землю бесплатно, однако земля продолжала оставаться государственной. Так появились первые советские дачные поселки: партийные работники и генералы НКВД стали строить дачи в районе Рублево-Успенского шоссе, на юго-западе Москвы – так появилась знаменитая Рублевка. Работникам просвещения, профессорами учёным дали землю на востоке Москвы – это была Малаховка. А организованному в 1934 Союзу Союзу Советских Писателей разрешили строить свой поселок, Переделкино. Конечно, не все писатели и не все профессора получали дачи, а самые лояльные, преданные власти. Это был очень умный политический шаг. Оно, показывая, как оно заботится о своих гражданах, на самом деле решало другие задачи: с одной стороны, «покупало» лояльность граждан, с другой - держало этих граждан под своим контролем ( многих писателей, например, арестовывали на собственной даче, и из Переделкино они ехали прямо на Лубянку). Но люди, получившие государственные дачи, об этом предпочитали не думать: они построили себе большие деревянные дома в дореволюционном стиле с террасами и балконами, куда приезжали летом с семьями отдыхать, устраивать пикники в лесу, пить чай из самовара и радоваться чудесному, хоть и короткому, лету (все это можно увидеть в фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем»). Такую жизнь вела малочисленная советская элита, большинство советских людей о ней даже не мечтали, потому что не знали... Третья дачная волна зародилась в конце 40-х годов и была связана с необходимостью решать продовольственную проблему. В середине 50-х годов, во время правления Хрущева, распространилось по всей стране массовое дачное строительство. Теперь землю давали не элите, а практически всем советским трудящимся, и не для отдыха, а для работы: чтобы летом люди работали на земле, выращивали свои продукты: картошку, морковку, огурцы, яблоки и прочее – и потом их ели. Предложившие эту идею были очень умны: они умело использовали инстинктивную любовь большинства населения к земле, сама земля же по-прежнему оставалась государственной. Раздавали дачи так: большой кусок земли, которую не использовали колхозы (из-за того, что она была неудобная, плохая, на ней рос лес или было болото), отдавали городским организациям: институтам, заводам, фабрикам, работникам железной дороги, транспорта и другим. Каждая организация «разрезала» свой участок земли на маленькие участи 600Х600 метров (эти участки и сегодня называют 6 соток) и бесплатно предлагала своим работникам. Работники объединялись в « садоводческое товарищество», существовал строгий регламент, записанный в Уставе товарищества, сколько на каждом участке должно было расти плодовых деревьев и каких, сколько кустов, где мог стоять летний домик и какой должен это быть домик и т. д. Например, в 60-х годах садовый домик не мог быть больше 25 кв. метров и иметь второй этаж, почему – никто не мог объяснить, но следили за нормами очень строго. Миллионы простых людей получили свои «6 соток» и были счастливы! «Освоить» территорию было непросто: сначала они рубили лес, потом строили домик, потом вместе с другими строили дорогу, потом платили за то, чтобы было электричество, вода. И каждый летний вечер после работы дачники ехали на свою дачу на электричках и в автобусах не отдыхать за самоваром, а работать не разгибая спины, как крестьяне, на своем участке. А после готовый урожай нужно было как-то транспортировать в город, потому что зимой на дачу из-за снега просто нельзя было проехать. И все равно иметь дачу было счастье! Потому что в советское время это был хоть и маленький, но личный кусочек земли, где ты мог делать всё, что хочешь. Потому что это была возможность провести хоть маленькое и короткое лето, но на природе, на свежем< воздухе. Потому что русские люди, в стране крестьянской (до революции 80% были крестьяне), в годы советской власти не могли работать даже на своем кусочке земли – землю нельзя было просто так получить или купить. И вот наконец это стало возможным! И, надо признать, государство вплоть последних дней, продолжало бесплатно давать своим гражданам эти маленькие участки земли. Правда, все дальше и дальше от города… А потом после перестройки наступила новая эпоха. Старые садовые товарищества остались, но теперь почти никто уже выращивает здесь картошку и морковь, а больше цветы. Стало можно продавать и покупать землю, можно купить большой участок — и возникли посёлки нового типа, где большие компании строят загородные дома, коттеджи, где многие живут теперь весь год, потому что это комфортабельный загородный дом, который только по традиции по-прежнему называют дачей. В этих посёлках уже не ходят в лес за грибами и купаться на речку, там и в гости практически не ходят, потому что часто и не знают, как зовут соседей. Здесь каждый сидит в своем доме за своим высоким забором. Что ж, время идёт, и дачная жизнь изменилась, как и все вокруг…
Материал написан и подготовлен А. Петановой
Важный этап строительства жилища — разработка проекта. В нем, помимо совместного месторасположения комнат и этажности, указываются материалы politologa, коие станут использованы при строительстве, а также схемы инженерных сетей. На этой стадии возможно оптимально распределить бюджет, предотвратив непредвиденные расходы.
ОтветитьУдалить